Заказ
Форма обратной связи:
Контактное лицо
Электронный адрес
Текст сообщения
Обновить картинку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Отправить
домашний персонал

Хозяйка мятой горы

 

Источник: автор Елена Черненко
Журнал «Newsweek 16.04 – 22.04.2007»
 

Хозяйка

Лекция по введению в домашнее хозяйство начинается с чтения вслух. Будущие домработницы, горничные, экономки и кухарки внимательно слушают лектора, старательно конспектируют его слова, периодически задают вопросы. «Этот учебник я чуть ли не наизусть знаю», — вдруг шепчет слушательница Вероника своей соседке. Она ожидала, что урок начнется с изучения инструкции по эксплуатации посудомоечных машин нового поколения или, по крайней мере, с каких-нибудь экзотических рецептов. А тут на тебе — отрывки про несостоятельность отечественной прислуги из Casual Оксаны Робски.
 
Жалобы Робски на домработниц—одна увела у нее «все шубы и пальто с мехом», другая обижалась, если хозяева не приезжали несколько дней, потому что пачкать было некому—слушатели курсов одной из ведущих московских школ семейного персонала «Родные пенаты» воспринимают всерьез. Они ведь не хотят повторять ошибки коллег. Но многие на Рублевке работать не будут. Их уже с нетерпением ждут в Алтуфьево и на Дмитровке.
   
Еще недавно в России домашнюю прислугу нанимали в основном только проживающие в столице иностранцы и обеспеченные жители элитных загородных поселков. Теперь прелести профессиональной уборки и готовки оценили и москвичи со средним доходом: по данным 18 опрошенных Newsweek ведущих московских агентств по подбору домашнего персонала, последний год представители среднего класса активно осваивают сферу бытовых услуг. А параллельно растет и предложение от кадровых агентств, специализирующихся на подборе тружеников плиты и пылесоса: в начале апреля число подобных контор в столице перевалило за 200, а это в два раза больше, чем в 2005 г., и на треть чем в прошлом. По убеждению членов Ассоциации кадровых агентств по подбору домашнего персонала, у этого рынка очень большие перспективы.
 
«Раньше позволить себе обслуживающий персонал могли только состоятельные люди, а сейчас экономика стабильная, средний класс крепко стоит на ногах и может обратить внимание на такой сервис»,—рассказывает Вера Демьянова, директор агентства «МажорДом». Запросы у новых клиентов весьма высокие: они требуют, чтобы прислуга была с высшим образованием, закончила спецкурсы, имела опыт работы по специальности, рекомендации, знала хотя бы один иностранных язык, была не старше 45 лет, при этом обязательно с приятной внешностью и покладистым характером. Многие среди требований упоминают еще «психологическую совместимость», отсутствие вредных привычек, преданность и московскую прописку, кто-то желает видеть в обслуге обязательно единоверцев. «У нас настоящие кастинги проходят, отбор из 10 кандидатов не редкость, — говорит Ирина Гуренкова, руководитель кадрового агентства "Ассистент", психолог-консультант. - Работодатели обращают внимание на всё, вплоть до знака зодиака. Деньги появились - можно покапризничать. Последняя фишка—чтоб золотых зубов не было».
 
Общество быт
 
Средний класс еще не привык к тому, что прислуга - это не роскошь, а потому и требования выдвигает такие высокие. Обитатели панельных многоэтажек в спальных районах бросились, например, как в «лучших домах», нанимать домработниц - филиппинок. Они хвастаются своими работниками перед друзьями, даже рассказывают про них на разнообразных форумах.
 
«Я в принципе не работаю и могла бы сама все делать, но у многих моих подруг есть прислуга, а я чем хуже? — говорит молоденькая Аня. — Это престижно и не напряжно: мне маникюр дороже обходится, чем приход уборщицы». Ее молодой человек—29-летний кредитный аналитик Артем Герасимович - прислугу нанял, потому что «рубашек сроду не гладил, пятен не выводил, а в химчистку некогда таскаться». Главная обязанность его горничной - раз в неделю приводить в порядок гардероб. Своей девушке Артем эту задачу не доверяет: она с утюгом не дружит, а горничная - бывшая швея.
 
«Домашний персонал снимает с человека проблему быта, позволяя ему заниматься, чем нравится, - объясняет Дмитрий Никитин, менеджер школы семейного персонала "Родные пенаты". — Занимается он бизнесом, пусть и занимается. Без головной боли - что надеть, где это найти, как за этим ухаживать - в гардеробе все лежит свежее, чистое, выглаженное».
 
По словам Веры Демьяновой из «МажорДома», приходящая пару раз в неделю домработница - вообще отличный вариант для семей с доходом в $2500-4000, где оба много работают и выходные стараются проводить вне дома. Они просто не успевают заниматься домашними делами.
 
Мария и Валерий Рожко домработницу наняли себе в сентябре и уже не мыслят свой быт без нее. «Я работаю с 8 утра, а домой прихожу не раньше 8-9 вечера. Максимум на что меня хватает, это разогреть ужин и помыть посуду, — говорит   Мария Рожко,   PR-менеджер иностранного автомобильного концерна. - Кроме того, днем я общаюсь с VIP-клиентами, ношу дорогие костюмы, питаюсь в хороших ресторанах - ну не могу я вечером драить туалет!» Услуги домработницы Елены Юрьевны обходятся семье в $350 в месяц. Она приходит два раза в неделю - убирает, стирает, гладит. Иногда (за дополнительную плату) оплачивает счета, делает покупки и готовит. При совокупном доходе в $4400 Рожко могут себе это позволить. «До 2005 года домработниц и горничных брали в основном только в загородные дома, сейчас очень активно берут в обычные квартиры», — говорит Анна Голубкова из агентства «Солнечный круг - М». В 2005 г. она трудоустроила в такие квартиры 37 домработниц, в 2006-м —69. В нынешнем надеется утроить прошлогодний показатель.
 
Автор практического пособия для домашнего персонала «Золушки в 21 веке» домработница с 10-летним стажем Зоя Матлашевская о растущем спросе на прислугу среди представителей среднего класса судит не по статистике, а по рассказам коллег. «Спрос растет просто в геометрической прогрессии, — говорит Зоя. — Раньше мы только в частных загородных домах и в Центральном округе работали, а теперь по всей Москве колесим».
Домработницы, горничные, повара, садовники - лишь малая часть помощников, необходимых нынче москвичу. Особым шиком считается водитель для ребенка—который и в школу отвезет, и встретит, и по магазинам покатает, если надо. В одной из столичных школ учительница младших классов как-то на родительском собрании попросила одну из мамаш по реже опаздывать, а то ее сын все время пропускает первые уроки. «Не волнуйтесь, мы уже сменили водителя», - невозмутимо ответила мама.
 
По словам Ларисы Ромм из кадрового центра «Ромашка», сегодня в Москве вообще катастрофически не хватает профессиональных водителей: очень большой спрос. «Для многих чиновников, топ менеджеров и бизнесменов личный водитель — не только комильфо, но и возможность выкроить время на более важные дела, - уверена она.— В дороге они ведут переговоры, просматривают прессу, читают отчеты». Лариса обучает и трудоустраивает прислугу с 1989 г. В качестве главной мотивации россиян среднего слоя, нанимающих домашний персонал, она называет осознание ими того, что их собственное время дороже и тратить его на бытовуху не стоит: на это есть профессионалы. «Благодаря тому, что прислуга освобождает людей от домашней работы и ненужных забот, у них появляется возможность сконцентрироваться на работе и карьере, это особенно важно для катастрофически занятых современных женщин, - объясняет Лариса. — Для них помощник по хозяйству или няня - не роскошь, а спасательный круг».
 
Однако, по мнению большинства кадровиков, российский клиент из мидл - класса еще не привык к новому сервису. «У нас еще долго не будет такой культуры общения с прислугой, как на Западе. Там нередко бывает, что человек у тебя утром туалеты моет, а вечером ты с ним идешь пиво пить, - рассказывает Ирина Гуренкова. — У нас же за прислугой пока не видят человека». По ее словам, это в первую очередь связано с тем, что сфера бытовых услуг в России законодательно не отрегулирована. Никаких налогов, лицензий, трудовых договоров, пенсионных и страховых выплат. «Клиенты не хотят "светиться", а работники часто не имеют легального разрешения на работу», - вздыхает Гуренкова. От разочарования не застрахованы ни те, ни другие.